У челябинца перекосило лицо, пришлось вмешаться хирургам: что из этого вышло
В ЧОКБ провели ювелирную операцию под микроскопом и избавили пациента от болезни. Если бы не время, упущенное на бесполезное консервативное лечение, восстановление было бы более быстрым.
Семь лет челябинец Игорь Антипов мучился от лицевого тика. "Глаз дергается" — знакомое многим неприятное явление, когда ладонью хочется плотно закрыть половину лица, чтобы дрожь успокоить. У 60-летнего мужчины приступы длились и несколько секунд, и минуты. В последнее время в непроизвольных мимических сокращениях мускулатуры лица глаз закрывался так, что пропала возможность водить автомобиль.
"Когда нервничал, глаз непроизвольно закрывался", — рассказывает горожанин.
Фото: пресс-служба ЧОКБ.
За движение мышц лица отвечает лицевой нерв, расположенный очень близко к артерии. При пульсации тока крови стенка сосуда задевает нерв, заставляя его вздрагивать, пояснили в пресс-службе Челябинской областной клинической больницы, куда был госпитализирован Антипов. Помогли пациенту нейрохирурги, установившие между стенкой сосуда и "нервным" лицевым нервом невесомую прокладку из спецматериалов.
Ошибка Антипова и других страдающих от этого недуга — время, потраченное на бесполезное консервативное лечение.
— Они пытаются найти помощь у неврологов, получая ботулинотерапию, и приходят к нам в запущенных случаях. В случае нашего пациента эффект от ботулинотерапии в первый раз продлился 8 месяцев, после второго укола 4 месяца, а в третий раз — всего два. Если болезнь длится более трех-четырех лет, то эффект от лекарственной терапии все время сокращается. После операции пациент восстанавливается намного дольше, — говорит врач-нейрохирург ЧОКБ Игорь Журавлев.
Оперировали Антипова с использованием микроскопа с 12-кратным увеличением: и нерв, и артерия в диаметре — не более нескольких миллиметров. Кроме сильного микроскопа нейрохирурги использовали много специального оборудования. Важна ювелирная точность движений и большой опыт проведения таких вмешательств.
Фото: пресс-служба ЧОКБ.
Заведующий отделением нейрохирургии ЧОКБ, главный нейрохирург министерства здравоохранения Челябинской области Сергей Пашнин подчеркивает: заболевание не смертельное, встречается редко.
— Но за каждым случаем — история конкретного человека, его жизни и ухудшения качества жизни. В Челябинской областной клинической больнице есть все материальные и технические возможности для помощи таким пациентам. Неврологи на местах должны знать, чтобы можем существенно улучшить жизнь больным. У нас есть люди, которые могут, умеют и хотят это делать.
Задача врача-нейрофизиолога, участвовавшего в операции, — контролировать мышцы лица, чтобы не допустить паралича.
Фото: пресс-служба ЧОКБ.
Заведующая отделением нейрофизиологии ЧОКБ Ирина Щербакова пояснила, что у пациентов есть особенность — аномальная мышечная активность.
— Мы использует этот феномен для интраоперационного контроля, стимулируя одну веточку лицевого нерва, которая отвечает за определенную группу мышц. В данном случае — ту, которая отвечает за круговую мышцу глаза.
Перед нейрофизиологом во время операции стоит несколько важнейших задач. Врач должен подтвердить, что конфликт между лицевым нервом и сосудом существует. Кроме того, важно уточнить причину этого конфликта и выделить именно сосуд из нескольких, который создает проблему. Третья задача — проконтролировать безопасность пациента во время операции.
Напомним, здоровый образ жизни не уберег врача-гинеколога от тяжелейшего заболевания печени. Спасли коллегу врачи Челябинской областиной клинической больницы.
Уважаемые читатели Царьграда!
Если вам есть чем поделиться с редакцией "Царьград Южный Урал", пишите: ural-grad@mail.ru Присоединяйтесь к нам в Дзене и во ВКонтакте.