В Челябинске бизнесмен Антипов прощается с ЧЭМК? Кому достанутся миллиарды
Похоже, что Генпрокуратура решила через 32 года после приватизации вернуть государству Челябинский электрометаллургический комбинат и входящие с ним в одну группу заводы Кузбасса и Среднего Урала. Возможно, что и не государству вовсе. А тогда кому? Об этом Царьград спросил сотрудников предприятия и экспертов.
Арбитражный суд Свердловской области по иску Генеральной прокуратуры России арестовал акции крупнейшего производителя ферросплавов в России — Челябинского электрометаллургического комбината и входящих с ним в холдинг металлургических заводов в Свердловской и Кемеровской областях. Судебные документы указывают на то, что эти жесткие меры нужны для того, чтобы обеспечить Генпрокуратуре возможность оспорить право частной собственности владельца у Юрия Антипова и вернуть всё государству.
В исковом заявлении Генеральной прокуратурой сообщается:
Нарушен экономический суверенитет Российской Федерации и национальной безопасности, выразившиеся в противоправном завладении государственными предприятиями.
Указывается, что ЧЭМК, КФ и СЗФ производят ферросплавы, используемые при изготовлении высококачественной стали для военной техники, входят в кооперационную группу с оборонными предприятиями. Следовательно, промышленная группа ЧЭМК является частью военно-промышленного комплекса и подписанное в 1992 году решение о передаче акций этих предприятий в частную собственность незаконно.
ФОТО: СКИРНШОТ/ВК.
В пресс-службе ЧЭМК говорят:
Данный тезис имеет противоречия. В Челябинске, Серове и Новокузнецке делают ферросплавы, которые нужны для производства высококачественной стали. Но они не идут напрямую для военно-промышленного комплекса. ММК, Северсталь, Новолипецкий меткомбинат используют ферросплавы для изготовления стали, а уже из нее оборонщики изготавливают жароупорные авиационные двигатели, ударопрочные артиллерийские стволы и бронебойные снаряды.
На ЧЭМК говорят, что за 32 года комбинат ни разу не подвёл своих контрагентов, обеспечивая бесперебойность поставок стратегически важных ферросплавов. В прошлом году предприятия холдинга отгрузили отечественным металлургам около 550 тыс. тонн ферросплавов.
При наличии спроса мы были готовы сразу же увеличить такие поставки. Внутренний рынок всегда являлся для нас приоритетным, и более выгодным, чем внешнеэкономическая деятельность. Мы ищем покупателей по всему миру, потому что имеем обязательства перед коллективом более чем в 15 тысяч человек.
ФОТО: ЦАРЬГРАД.
На ЧЭМК заявляют, что если снизить объемы производства, то придётся оставить массу людей без работы, а утверждение о том, что существование ЧЭМК, как частного поставщика ферросплавов для военки, нарушает национальные интересы, ошибочно, как минимум.
В Челябинской области успешно работают для армии десятки частных заводов, производящих военную продукцию прямого назначения. И и кузнечно-прессовый завод, и миасский «Урал», и металлургический завод в Златоусте, производящий сталь для деталей ракеты «Калибр». Почему к ним не предъявляются претензий? Они так же как и ЧЭМК, прошли процесс приватизации в 1992 году.
В исковом заявлении Генпрокуратуры также сообщается, что сделки по приватизации прошли на "основании решений лиц, не имевших права определять судьбу предприятия". На это на ЧЭМК отвечают:
У комитета по управлению госимуществом Челябинской области было прямое указание федерального центра провести приватизацию промышленных предприятий за 6 месяцев. Госорганы руководствовались этим постановлением. И подобное происходило без исключения во всех регионах России. Но ошибки выявлены только у ЧЭМК, СЗФ и КФ.
Генпрокуратура утверждает, что заводы группы ЧЭМК созданы за государственный счет, находились в ведении Правительства страны, которое решение об их акционировании и передаче в частную собственность не принимало.
Но решение о переходе этих и тысяч других промышленных предприятиях принимал и подписывал Президент страны. И хозяевами акций стали члены трудового коллектива.
Есть еще аргумент: Российская Федерация, как собственник советского ЧЭМК, его приватизацию напрямую не проводила, и права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом не передавала. На что в пресс-службе отвечают:
Это сделал в полном соответствии с федеральным законом, региональный комитет по управлению государственным имуществом. И если предъявлять претензии в "нарушении закона", то нужно начинать с "Мечела", Челябинского цинкового завода и тысяч других промышленных предприятий, являющихся в прошлом "собственностью государства.
Фото: Пресс-служба ЧЭМК.
Также предприятия промышленной группы ЧЭМК обвиняют в том, что они попали под контроль резидентов недружественных государств Канады и Швейцарии.
Ферросплавщики ведут внешнеэкономическую деятельность, и поставляют свою продукцию, в том числе, и в США. Так же поступают все отечественные металлурги, машиностроители и производители продукции, идущей на экспорт. Мы были бы только рады сосредоточить свои поставки на отечественном рынке или вести торговлю ферросплавами с Китаем и Индией. Но эти две страны сами их производят. А сокращать производство, ориентируясь лишь на небольшие нужды отечественных металлургов, — значит, сокращать коллектив.
В свою очередь бывший пресс-секретарь челябинского губернатора Петра Сумина Илья Ананьев в своём ТГ-канале написал:
Скорее всего, губернатор Алексей Текслер войдет в историю Южного Урала, как политик, при котором мощнейший металлургический актив России начал переход к другим собственникам. Кому достанется ЧЭМК — государству или "серьезному" собственнику, неважно. Сейчас многотысячный коллектив завода не до конца понимает своих перспектив. Но у ЧЭМК есть социальные обязательства, сотни контрагентов, стабильность поставок. Что с этим?
На это известный политолог Андрей Лавров возражает:
Сейчас ведь говорится даже не о том, что приватизация была проведена с нарушениями, что определяют судебные органы, а не наше с вами субъективное мнение. И нынешний губернатор здесь вообще не при чём. Это стратегически важное предприятие должно иметь прямой контроль государства, либо управляться тем, кому государство доверяет.
По поводу того, нужно ли рассматривать эту ситуацию как драматическую для коллектива и социальных обязательств перед теми же детьми, что тренируются бесплатно в секциях и кружках ЧЭМК, Лавров считает, что эти обязательства будут выполнены местной властью, у которой для этого есть возможности.
Фото: Пресс-служба ЧЭМК.
В это время на самом предприятии среди управленцев среднего звена и технической интеллигенции царит уныние:
Мы ничего не знаем сами и все, что можем сказать об этом, прочитали на сайтах СМИ. Я здесь с 1992 года, помню, каким комбинат достался Антипову — почти разруха и долги по зарплате. В короткие сроки без помощи государства все было восстановлено и работает как часы. Сможет ли это все понести на своих плечах новый собственник, не уверен,
— рассказал нам один из сотрудников ЧЭМК.
Выслушали мы и простого рабочего:
Мне тут сказать нечего. Мы ничего не решаем… Я пришел сюда в 17 лет и отработал до 2020 года электрогазосварщиком, не имею ни одного взыскания. Мой стаж — 56 лет. Полвека вставал в пять утра и к 6:30 шёл в цех. Пенсия у меня 22 тысячи. Ко дню пожилого человека комбинат поздравляет продуктовым набором: горох, макароны, рыбные консервы, конфеты. Доплаты к пенсии и других видов благодарности нет…
P.S. Суд, который поставит точку и скажет, кому перейдут акции ЧЭМК, состоится 19 февраля.