Сквозь пальцы. Чиновники в Челябинской области уничтожают уникальное озеро
Заповедный Аракуль мелеет из-за дырявого водовода. Ревизоры нашли грубейшие нарушения в реконструкции системы водоснабжения.
Маленький городок Вишневогорск притулился возле одного из красивейших озер Челябинской области — Аракуля. Чистейший водоем расположился между живописных гор и служит местом паломничества туристов со всего Большого Урала. Фотокарточки живописных окрестностей Аракуля — украшение постов про путешествия по Южному Уралу. Аракуль уже 60 лет является памятником природы регионального значения.
Разворошить болотце
Для Вишневогорска Аракуль — единственный источник питьевого водоснабжения.
Примерно десять лет с местными сетями водоснабжения творится чертовщина. Старый водовод проржавел. Старын трубы заменили на пластиковые. С тех пор местный житель Алексей Мокришин бьется с чиновничьим твердолобием, требует переделать брак. Вишневогорские столоначальники правдоруба люто ненавидят: он — единственный, кто ворошит их теплое болотце.
Десять лет копают — перекапывают, множат брак. Знаете, когда укладывали водовод? В декабре, в мерзлую землю. И на смерзшиеся комья, без подушки из песка или дресвы, клали трубы. Стенки труб тонкие, тоньше стандарта. И мерзлыми комьями коммуникации закопали. Весной грунт оттаял, начал шевелиться, и полиэтилен расплющило, как под прессом. Образовались порывы,
— рассказал корреспонденту телеканала Царьград Мокришин.
Вода Аракуля сочилась из трещин в трубах, земля заболачивалась. Озеро за эти годы обмелено на два метра, берега уникального водоема гибнут: около 60 метров суши заросло камышом.
Берег превратился в болото. Фото: Алесей Мокришин.
Каждый месяц для нужд городка из Аракуля выкачивают более 70 тысяч кубометров воды. При этом, подсчитал Мокришин, до потребителей доходит не более 17 тысяч кубов. Остальное — пропадает в дырявых сетях, как утверждает Алексей.
Но от неравнодушного человека чиновники отмахивались, как от назойливой мухи. И тогда Мокришин написал открытое письмо на имя губернатора Алексея Текслера, призвал его спасти Аракуль от неминуемой гибели. А пять тысяч жителей Вишневогорска — от водного дефицита.
Поволновались, да успокоились
Летом глава региона побывал в Вишневогорске. Мокришин примчался в школу, которую осматривал глава региона. Кратко сообщил об угрозе экологической катастрофы. Попросил поставит два счетчика — на входе воды в систему и на фильтрационной станции. Так будет возможно подсчитать потери ресурса. Эх, видели бы вы вытянувшиеся лица местных руководителей: прорвался-таки, Мокришин к губернатору!
Мокришин рассказал губернатору об угрозе экологической катастрофы. Фото: телеграм-канал "ЧелябинскСегодня".
Текслер распорядился откомандировать в Вишневогорск комиссию специалистов минэкологии, Главного контрольного управления региона. Подключилась прокуратура. К слову, Мокришин до чиновников профильного министерства достучаться не смог. Хотя отправил в минэкологии не одно письмо.
Ревизоры побывали в Вишневогорске. Местные чиновники поволновались было, да успокоились. Еще пеняли Алексею: что, мол, беспокойный ты наш, видишь, все нормально.
А в среду, 14 октября, Главным контрольным управлением региона опубликован отчет. Проверка установила многочисленные финансовые нарушения при исполнении муниципальных контрактов на реконструкцию системы водоснабжения в Вишневогорске. Цена вопроса — 17 миллионов рублей. Выявлены нарушения закона о контрактной системе в сфере закупок. Материалы проверки направлены в прокуратуру.
Драться за воду
Заместитель губернатора Челябинской области Станислав Мошаров поручил мэрии Вишневогорска провести конкурс на закупку двух водосчетчиков для определения потерь ресурса.
Прошли все сроки, но конкурс еще не объявлен. Ничего не изменилось, не сдвинулось с места. Я могу показать любой комиссии точки на водоводе, где вытекает вода. Этого и боятся чиновники: вскроются огромнейшие нарушения,
, — говорит Алексей Мокришин.
Вишневогорску нужен альтернативный источник водоснабжения. Увы, ситуация тупиковая. Грунтовые воды вокруг городка отравлены хвостохранилищами местного ГОКа.
— Наверное, скоро и вправду вода, обыкновенная питьевая вода, будет у нас на вес золота, — говорит Мокришин.