Русские устали доставать ножи из спины: Дугин — о том, почему Эрдогану не стоит ждать помощи
После ареста мэра Стамбула Экрема Имамоглу в Турции начались и происходят сегодня серьёзные волнения. Кризис усиливается. Но чтобы корректно анализировать сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать несколько факторов.
Первое. Мэр Стамбула, как и мэр Анкары, принадлежит к либеральной оппозиции Эрдогану. Это Республиканская народная партия, которая представляет леволиберальную, секулярную и в целом проевропейскую альтернативу партии самого Эрдогана AK Parti ("Партии справедливости и развития"). Эта оппозиция в принципе ориентирована на Запад и выступает против исламской ориентации политики Эрдогана. И при этом достаточно враждебно относится и к России.
Экрем Имамоглу — представитель либеральной оппозиции Эрдогану. Фото: Zakariya Yahya/Keystone Press Agency/Global Look Press
Второе. Сам Эрдоган в последнее время совершил несколько очень глубоких политических ошибок. Самое главное — это то, что он поддержал захват власти в Дамаске боевиками аль-Джулани. Это фатальная ошибка, потому что тем самым Эрдоган нанёс серьёзный, возможно, непоправимый удар по российско-турецким и ирано-турецким отношениям. Теперь ни Россия, ни Иран на помощь Эрдогану не придут. Ситуация уже сейчас повернулась для него не лучшей стороной, и кризис может ещё усилиться.
Не думаю, что Иран или Россия хоть как-то причастны к волнениям в Турции. Скорее, это Запад свергает Эрдогана. Тем не менее его сирийская ошибка является фундаментальной. И многие внутри Турции не только не поняли, но и осудили эту политику Эрдогана, которая сейчас привела, как мы видим, к геноциду алавитов и других этнорелигиозных меньшинств, включая христиан. Фактически передать власть в Сирии Аль-Каиде* мог только очень недальновидный политик. И хотя Эрдоган в целом всегда был политиком дальновидным, эта его ошибка, на мой взгляд, ещё много раз ему аукнется.
Следующий момент — экономическая политика. Обесценивание лиры, бешеная инфляция, которая подрывает и без того не самую лучшую экономику Турции. И конечно, эти провалы — сирийский и экономический, а также сближение Эрдогана с Евросоюзом, с глобалистами, его контакты с главой МИ-6 Ричардом Муром — всё это загоняет Эрдогана в ловушку. В итоге либеральная, но кемалистская (а значит, националистическая) оппозиция внутри самой Турции воспользовалась этим и начала приватизировать результаты его провалов. Мол, мы же говорили, что произошедшее в Сирии — это пиррова победа, экономика в стране рушится, а ориентация на Запад у нас больше, чем у Эрдогана, с которым Турцию никогда не возьмут в Европу.
А поскольку в Турции есть демократия, Эрдоган ничего не смог сделать против того, что население Стамбула и Анкары проголосовало за оппозиционных лидеров на выборах мэров. Но в итоге Эрдоган решил посадить мэра Стамбула. Причём вопрос, за дело или нет, вообще не стоит, почти в любом современном политическом режиме можно взять любого чиновника — и посадить его всегда найдётся за что (в современной политике больше нет невинных людей). И Турция здесь не исключение. Поэтому вопрос исключительно в политической целесообразности посадки.
Поскольку в Турции есть демократия, Эрдоган ничего не смог сделать против того, что население Стамбула и Анкары проголосовало за оппозиционных лидеров на выборах мэров. Фото: Ana Fernandez/Globallookpres
Эрдоган решил, что дело для него плохо и надо сажать наиболее активного оппонента — Экрема Имамоглу. При этом сам Имамоглу — это человек Сороса, которого поддерживают глобалистские сети, поэтому можно было бы поддержать Эрдогана, только если бы он сам жёстко противостоял этой соросовской группировке. Однако перед этим, как уже было сказано, он нанёс удар в спину своим союзникам — Ирану и России. И потому поддерживать его в сложившейся ситуации мы не можем.
Это очень плохая ситуация для Эрдогана. Все его противники, воспользовавшись совокупностью упомянутых ошибочных шагов, подняли восстание, самую настоящую цветную революцию. И те консервативные, в том числе военные кемалисты евразийской ориентации, которых Эрдоган сам ранее обвинял в подложном деле "Эргенекона", которые в итоге не раз его выручали (в первую очередь — в ходе попытки переворота 2016 года), больше на помощь ему не придут.
По сути, Эрдоган остался без друзей, поскольку сам многократно всех предавал. Мне кажется, его ситуация незавидна. При этом нам самим надо быть очень осторожными относительно происходящих протестов, потому что за ними стоят те же организаторы, как и в большинстве цветных революций, включая ту, что происходит сейчас в Сербии. При этом в самих протестах эти глобалисты являются меньшинством, в основном в них принимают участие простые люди, действительно недовольные теми или иными политическими эксцессами в правлении лидеров. Поэтому в происходящем есть и объективные причины — видимо, Эрдоган просто исчерпал лимит на ошибки, но он продолжает их совершать.
Сложно сказать, что может исправить сложившуюся ситуацию. Возможно, некое кемалистское правительство национального единства с привлечением умеренных исламистов (каковыми являются члены партии Эрдогана). И на этом фоне возникает вопрос, что происходит с лидером турецкой Партии националистического движения Девлетом Бахчели, главным союзником Эрдогана. Есть даже такие версии, что он умер, и это скрывают власти. Думаю, это не более чем конспирология, но он действительно одряхлел, ослаб. И на него и его "серых волков", некогда очень сильных и опасных турецких радикальных националистов, Эрдогану уже нельзя положиться.
Так что, повторюсь, будущее Эрдогана и его режима мне представляется назавидным. Но, конечно, нам бы хотелось иметь своим соседом суверенную Турцию с чёткой самостоятельной политикой. Разумеется, лучше дружественную, чем враждебную. Однако Россия готова к любому повороту событий.