Пирожки Трампа заставили Данию умыть руки: США заберут гренландскую кубышку "по любви"
В ходе состоявшихся в Гренландии парламентских выборов победили сторонники независимости острова от Дании. Причём первое место заняли сторонники "постепенного" обретения свободы, а на втором — поборники "немедленной" независимости. Так или иначе, на горизонте забрезжил референдум о полном отделении острова от Дании. Но главным в Гренландии остаётся вопрос, что делать с угрозами президента Трампа присоединить остров к США.
Отделять будут медленно
Пожалуй, впервые в истории Гренландии прошедшие там 11 марта парламентские выборы привлекли внимание всего мира. На кону независимость острова от Дании —— этот вопрос был одной из главных тем предвыборной кампании, причем на фоне намерений президента США Трампа сделать Гренландию новым штатом Америки.
Поскольку на острове проживает всего-то 56 тысяч человек, есть смысл привести результаты выборов с точностью до человека. Из 40 369 человек, имеющих в Гренландии право голоса, проголосовали 28 620 человек, то есть 70,9 % избирателей. И вот эта небольшая, по сути, кучка людей решает сейчас один из важнейших актуальных геополитических вопросов.
Оппозиционная партия Demokraatit ("Демократы"), выступающая за "медленное" обретение независимости от Дании и за проведение соответствующего референдума, победила, набрав, согласно Reuters, 30,4% голосов. На втором месте также оппозиционная центристская партия Naleraq ("Веха"), добивающаяся "скорейшей" свободы острова, набрала 24,1%.
Третье место при подсчёте голосов заняла правящая до сего момента социалистическая партия Inuit Ataqatigiit ("Народное сообщество"). Эта политическая сила, а также составлявшая с ней до сего момента правительственную коалицию социал-демократическая партия Siumut ("Вперед") также поддерживают проведение референдума о независимости, но пока колеблются относительно сроков его проведения.
Reuters. Гренландцы голосуют на выборах
Независимость без оглядки
Таким образом, складывается картина, когда в парламенте Гренландии практически все политические силы говорят о необходимости независимости от Дании. Но не все они готовы идти к этой цели с одинаковой скоростью.
Именно поэтому эксперты полагают, что две оппозиционные партии, занявшие два первых места на выборах, хоть и имеют шансы сформировать правительственную коалицию, однако, скорее всего, этого делать не будут.
Дело в том, что партия Naleraq ("Веха") стремится к независимости от Дании, как говорится, без оглядки на окружающих. При этом эта партия хочет заключить оборонное соглашение с США, отмечая, что самостоятельно остров не сможет обеспечить свою защиту: у Гренландии нет своей армии. А занявшая первое место партия Demokraatit указывает на потенциальные риски стремительного отделения от Дании, прежде всего, касающиеся падения уровня жизни островитян.
И потому предполагается, что "более осмотрительный" лидер победившей партии Demokraatit Йенс-Фредерик Нильсен предпочтёт предложить коалицию бывшим правительственным партиям Inuit Ataqatigiit ("Народное сообщество") и Siumut ("Вперед"). И это значит, что референдум об отделении от Дании по-прежнему стоит на повестке дня.
abc.net.au. Этот покрытый льдом остров стал предметом спора между США и Европой
Референдум, но не за США
Ещё до нынешних парламентских выборов появились сообщения о том, что уже в апреле этого года в Гренландии может состояться референдум о независимости острова от Дании. Причём эти разговоры были спровоцированы в значительной степени президентом США Трампом, который хочет "забрать" Гренландию.
Понято, что сроки этого референдума будут зависеть от состава правительственной коалиции, от новых условий быстро меняющейся геополитической обстановки и от новых заявлений президента Трампа.
Масла в огонь дискуссии о независимости — опять же в контексте притязаний президента США — подлила недавно сама премьер Дании Метте Фредериксен, которая заявила, что "жители Гренландии будут сами определять судьбу острова". Это заявление могло быть расценено как то, что правительство Дании, чтобы избежать конфликта с Трампом, "умыло руки" в споре о принадлежности острова и перевалило решение на самих гренландцев. Мол, пусть Трамп с ними сам и разбирается.
С другой стороны, нельзя исключать и того, что Фредериксен тем самым попыталась закрутить интригу, суть которой в надежде датчан на то, что гренландцы, во-первых, затянут проведение референдума о независимости от Дании. Во-вторых, Копенгаген надеется, что референдума уже независимой Гренландии по вопросу о присоединении к США никогда не случится.
Изюминка в том, что 84% жителей острова хотели бы отделиться от Дании, и потому исход вероятного референдума о независимости Гренландии практически предрешён. Но ещё больше гренландцев — 85 % — вовсе не хотят быть гражданами США.
Время играет на датчан. Официальный Копенгаген, скорее всего, просто считает часы до окончания второй каденции нынешнего президента США и полагает, что проблема уйдёт сама по себе с уходом Трампа.
Пирожки от Трампа
Как будут развиваться события, никто не может точно предсказать. Трамп сказал, что США "в любом случае" присоединят Гренландию. Не исключено, что Трамп предложит каждому гренландцу, образно или буквально, пожизненное пособие — с учётом небольшой численности населения Гренландии это для США не деньги. И тогда, могут фантазировать в Белом доме, все гренландцы проголосуют за присоединение к США.
По официальным данным, в 2015 году правительство Дании напрямую выделило около 700 миллионов долларов на помощь коммунальным службам острова. Это составляло примерно половину бюджета властей. С тех пор пропорции датских дотаций Гренландии не изменились.
Трамп просто может предложить увеличить дотации Гренландии, которые в разы перекроют дотации из Копенгагена. И тогда вопрос может решиться сам собой. Американцы в любом случае не проиграют, получив Гренландию как один из плацдармов контроля за Арктикой, где в перспективе развернётся главная мировая борьба за её недра. США получат Гренландию как кубышку с несметными залежами полезных ископаемых.
The Washington Post. Почему Трамп хочет купить Гренландию?
Только "по любви"
Все разговоры Трампа о захвате Гренландии военным путём бессмысленны. Военный контроль США над Гренландией уже осуществляют. По соглашению от 2004 года между США, Данией и Гренландией США обеспечивают защиту острова. На Гренландии находится военная база США Pituffik, стратегически важный объект для противоракетной обороны и космического наблюдения. Но Трампу мало обладать территорией на правах аренды. Ему надо ею владеть.
Поэтому, если заглядывать в недалёкое будущее, присоединение Гренландии к США может произойти скорее через референдум жителей острова, чем через применение силы. И то, как Трамп будет убеждать гренландцев провести референдум о присоединении к США, надо ещё увидеть. В ближайшее время ситуация должна двинуться по какому-то из сценариев.