Антиотмывочный кризис: Банкам не верит их собственный регулятор
Российские банки окончательно потеряли доверие регулятора: теперь банк перепроверяет тщательность действий банкиров в выявлении "сомнительных" клиентов
Формирование "черного списка" банковских клиентов в рамках "антиотмывочного" закона силами Росфинмониторинга и Банка России сопровождается непрекращающимися проблемами: от попадания в перечень ненадежных туркомпаний до повальной перерегистрации малых предпринимателей.
Очевидно, что подобные методы надзора необходимы и в целом эффективны: за четыре года объемы незаконного вывода средств со счетов снизились более чем в 20 раз. Но контроль при этом не ослабевает, а, напротив, ужесточается: с марта 2018 года запросы регулятора стали касаться снятия наличных, продажи валюты, перечисления средств физлицам. Таким образом, любой гражданин России может оказаться в "списке подозреваемых".
Предательство Костина: ВТБ в открытую исполняет антироссийские санкции США
Разумеется, процесс "закручивания гаек" сопровождается сложностями как для клиентов банков, так и для кредитных организаций.
Как выяснил "Коммерсант", несмотря на то, что решение по "отказникам" принимает банк, ЦБ выступает негласным контролером в области противодействия легализации преступных доходов, запрашивая банки о мотивах того или иного решения.
Источники в кредитных организациях рассказали изданию, что регулятор требует отчетности в случаях обслуживания клиента, которого сам Банк России считает "подозрительным".
Источники в кредитных организациях рассказали изданию, что регулятор требует отчетности в случаях обслуживания клиента, которого сам Банк России считает "подозрительным". Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Напомним, что с лета 2017 года ЦБ рассылает своим подопечным черный список так называемых "отказников" – клиентов, которым было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении ФЗ-115, регулирующего противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем. При этом попасть в этот список может каждый, а вот покинуть его до апреля 2018 года было затруднительно.
"Рассылкой" регулятора надзор не ограничивается. Кредитные организации ежемесячно отчитываются перед Банком России о случаях отказа клиентам. Кроме того, по данным "Коммерсанта", на основании данных своих аналитических систем регулятор делает самостоятельные запросы, касающиеся отдельных налогоплательщиков, действия которых выглядят "подозрительно".
По мнению экспертов, часто оценки Банка России и банковской розницы не совпадают, и тогда кредитной организации приходится отстаивать "честь" своего клиента.
Но чаще – наоборот. Банки предусмотрительно реагируют на запрос Банка России, прекращая сотрудничать с подпавшим под подозрение клиентом.
Так как несогласие с позицией регулятора по вопросам противодействия отмыванию доходов - прямой путь к отзыву лицензии, заступаться за клиента кредитная организация не будет ",
- сказал в беседе с "Коммерсантом" глава коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.
Токсичный сектор: Российские банки искажают отчетность о реальном состоянии дел
Аналитики отмечают: очевидно, регулятор не доверяет банкам, от решения которых в идеале зависит формирование "черного списка". А банки, в свою очередь, не желают иметь проблемы с вышестоящей инстанцией и предпочитают выбирать из "двух зол меньшее".
Проблема усугубилась тем, что кредитные организации не сообщали клиенту о причине отказа. Таким образом "отказники" просто не знали о своей незавидной участи. Обнаружить себя в "черном списке" удавалось лишь после череды отказов в банковских организациях.
При этом меры в области приостановки операций носят превентивный характер: сначала клиент оказывается в списке "сомнительных", а уж потом происходит разбирательство.
Процедура реабилитация достаточно длительная как для "отказника", так и для банка, поэтому первые предпочитают ликвидацию и последующую перерегистрацию (если речь идет о ИП), а вторые просто не связываться с "подозрительным" клиентом, отказывая неформально. Кроме того, банки пытаются сэкономить на необходимости проводить собственные расследования и нанимать соответствующий персонал.
И здесь разворачивается нешуточная борьба.
Как отметил в беседе с РБК вице-президент ФБК Алексей Терехов, "в зависимости от жесткости комплаенса в том или ином банке регистрация нового предприятия с теми же учредителями может не сработать". По его словам, банки под давлением регуляторов отслеживают эти моменты и могут не открыть счет даже после перерегистрации.
С формированием "черного списка" Банк России запустил и двухуровневый механизм реабилитации клиентов. Но система заработала полноценно лишь с 1 апреля и, по данным ЦБ, на 1 мая число исключенных из перечня неблагонадежных клиентов превысило 4,5 тысячи.
Отметим, реабилитироваться не так-то и просто: сначала необходимо обратиться в банк, и только после повторного отказа - в ЦБ, где обращение рассмотрит специальная комиссия Росфинмониторинга.
Количественное смягчение для России: Пришло время исправить ошибки ЦБ
По мнению экспертов, реализация идеи создания "черных списков" создала больше проблем, чем решила, поскольку критерии отбора не учитывают отраслевую специфику. Например, к помощи Минкультуры пришлось прибегнуть представителям туристической отрасли.
Клиентам, чьи налоги составляют менее 0,9% от выручки, банк фактически автоматом отказывает в обслуживании, и они в результате также оказываются в черном списке. Среди типичных представителей таковых – турфирмы, которые из-за специфики бизнеса в качестве прибыли получают только комиссионное вознаграждение. Поскольку объемы этих налоговых выплат меньше рекомендованных, банки стали отказывать компаниям в обслуживании и закрывать расчетные счета.
В настоящий момент правительство совершает еще одну попытку навести порядок: к 1 сентября Кабмин и ЦБ разработают поправки в антиотмывочный закон, которые исключат необоснованные блокировки. Соответствующее поручение дал президент Владимир Путин. Есть предложение и от бизнес-сообщества.
Президент России Владимир Рутин (слева) и Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов. Фото: www.globallookpress.com
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов предложил обеспечить проверку банками данных о подозрительных банковских операциях на сумму до 5 млн рублей без приостановки операции и блокировки счета. "Это позволит снизить затраты банка на необходимые процедуры проверки и в целом увеличит достоверность данных" - считает бизнес-омбудсмен.
В свою очередь, Национальный совет финансового рынка (НСФР) рекомендует банкирам регулярно встречаться с клиентами и лично обмениваться позициями в отношении потенциальной сделки.
Очная встреча поможет сократить количество сомнительных операций на 40%, считают одни аналитики, а другие, - напротив, указывают, что это мера повышает коррупционные риски. И с последними сложно не согласиться.