СПЧ: Нельзя защищать чувства верующих уголовными наказаниями
За кадры из фильмов про войну или оскорбление верующих нельзя наказывать уголовно, считает Александр Верховский.
Член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Александр Верховский рассказал Царьграду о поправках в Уголовный кодекс, которые готовит СПЧ.
По словам Верховского, задача заключается в том, чтобы снизить количество наказаний людей за действия, не представляющие существенной опасности для общества.
«С изображением запрещенной символики, например, это очевидно. По нынешнему составу административной статьи 20.3, если человек опубликовал кадры из фильма про войну, на котором видна где-нибудь свастика или нацистский символ, то он совершил правонарушение. Время от времени какие-то совершенно случайные люди за абсолютно аналогичные действия оказываются наказаны. Это ненормально, это очевидно ненужное и вредное ограничение, оно должно быть отменено», - подчеркнул правозащитник.
Отмена нормы никак не помешает государству противодействовать реальной пропаганде неонацистских идей, с использованием свастики или без использования свастики, отметил Верховский.
«Да, такие идеи существуют, и их пропагандисты существуют. И вполне уместно государству ими заниматься. Но это вовсе не значит, что надо таким широким веером действовать», - считает эксперт.
Также правозащитник прокомментировал вопрос об оскорблении чувств верующих. На этот счет, по его словам, есть разные позиции.
«Мне кажется, что сам этот состав, который был введен в 2013-м году в Уголовный Кодекс, является откровенно неудачным. Существует аналогичное административное правонарушение, оно существовало и раньше, и оно вполне покрывает необходимые действия. Потому что то, что там написано сейчас, в статье 148, это, честно говоря, трудно понять любому человеку, юристу и не юристу», - сказал Верховский.
По его словам, статья описывает действия, нарушающие общественный порядок, по сути – хулиганские действия, направленные на оскорбление религиозных чувств верующих.
«Я понимаю, что если человек вломился в церковь, облил иконостас чем-нибудь, это вполне можно наказать, не выдумывая таких хитроумных составов. А те дела, которые мы реально видим по этой статье, они все по каким-то ничтожным историям, которые никакой общественной опасности не представляли. Даже если осужденные по ним люди вели себя, скажем так, бестактно. Бестактность – это плохо, конечно, но не уголовно наказуемо», - подытожил Верховский.