Откровения экс-зампреда Центробанка: Вывод денег из России организовали Греф с Набиуллиной
Михаил Сенаторов, 18 лет находившийся в числе первых лиц Центробанка, рассказал Царьграду о том, в чьих интересах сейчас работает мегарегулятор.
Что такое плохо
Все, наверное, когда-нибудь задавались вопросом "Что такое хорошо и что такое плохо?" У разных культур, религий, других человеческих общностей есть разные ответы на этот вопрос, но в последнее столетие нациям в целом удалось сойтись в каких-то базовых ценностях. Есть пороки и достоинства, есть их градации. Воровать – плохо, но ещё хуже воровать у бедняков. Лгать – плохо, но ещё хуже делать это публично, в глаза своему народу.
Именно это стало глубинным смыслом беседы экономического обозревателя Царьграда Юрия Пронько с бывшим заместителем председателя Центробанка Михаилом Сенаторовым.
Полностью эту часовую беседу вы можете посмотреть в видеоформате, а я остановлюсь на её главных моментах.
Диалог начался с вопроса о цифровизации, точнее, о её опасности для общества. Сенаторов совершенно не склонен демонизировать этот процесс, но в то же время признаёт: иностранная разведка и криминальные структуры с лёгкостью получают все наши оцифрованные сведения, чтобы использовать их в своих целях. Благодаря, разумеется, "попустительству со стороны тех органов, которые должны сохранять данные" – очень деликатная формулировка, подразумевающая постоянную, систематическую продажу баз данных посторонним лицам. Это целый айтишно-чиновничий бизнес, прелесть которого в его бесконечности: базы обновляются постоянно, а новая версия снова стоит денежек.
"Я вас не вижу"
Где цифровизация – там Сбербанк, Греф, банковская система, Центробанк и, конечно, Эльвира Набиуллина.
Её действия были направлены на то, чтобы Центральный банк таким образом управлял банковской системой, там 300 с лишним банков было ликвидировано,
– справедливо замечает Михаил Юрьевич, только у него немного устаревшие цифры: с начала "набиуллинского геноцида" в России лицензии отозваны почти у 500 банков – в результате первые пять банков довели свою долю по активам до немыслимых 61,3%, и этот показатель растёт сейчас ежемесячно! Много лет работавшая заместителем Германа Грефа, возглавляющего сейчас Сбербанк, Набиуллина просто загоняет нас всех в объятия "зелёного банка". Это делается совершенно сознательно, по заранее, ещё в 2013 году, утверждённому плану.
Сенаторов не без иронии вспоминает, как, только получив новый пост, Эльвира Сахипзадовна вызвала его в свой кабинет и сообщила:
Михаил Юрьевич, я вас не вижу в своей команде.
Управленец без малейшего банковского опыта, вечный заместитель, помощник, советник, она внезапно стала руководить финансовой системой огромной страны и первым делом целенаправленно избавилась от специалистов, которые могли воспрепятствовать её дальнейшим действиям. Действия эти совершались под диктовку Германа Грефа – несколько раз главы Центробанка и Сбербанка не совпадали во мнениях, но в итоге все коллизии разрешались в пользу Сбера.
С начала "набиуллинского геноцида" в России лицензии отозваны почти у 500 банков. Фото: Anton Veselov / Shutterstock.com
Интересно, что, придя к финансовой власти, любительница многозначительных брошек распорядилась отказаться от автоматической системы банковского надзора, при которой все платежи были совершенно прозрачными. ЦБ, явно под влиянием Грефа, вернулся к старой, дырявой и коррупциогенной схеме контроля. "Это коррупция, это откаты", – соглашается Сенаторов.
Ошибка Игнатьева
Предыдущий глава Центробанка Сергей Игнатьев прекрасно справлялся со своими обязанностями, но он допустил серьёзную тактическую ошибку: публично заявил, что знает, какими путями на Запад ежегодно утекает около 20 миллиардов долларов, и готов передать объёмный анализ ситуации компетентным органам. Сведениями Игнатьева почему-то заинтересовались не "компетентные органы", а напротив, разные сугубо гражданские лица, которые "стали интересоваться, а чего вы знаете, а как вы это узнаёте, а почему вы это узнаёте, а какие у вас планы дальнейшего развития и так далее".
Через три месяца Игнатьева отправили в отставку, вскоре ошельмовали за "ненаведение порядка в банковской системе", а пришедшая на его место Набиуллина отсекла от информации о денежных потоках всех, кого подозревала в сочувствии прежней администрации.
Каков же результат всего этого? Их два в одном. Укрепление особого положения Сбербанка, который никак госбанком не является, несмотря на разрекламированную "покупку", и защита коррупционных схем:
Сбер является супермонополистом. Таких монополистов в других странах просто нет. Их делят, им не дают возможность вырасти. А вырастили такого монополиста. Чем он занимается, Сбербанк? Выполняет помимо банковских функций для промышленности, населения и так далее, он выполняет особые функции для особых людей.
Забавно, что одновременно с выполнением функций по обслуживанию Сбербанка Центробанк просит правительство перенести обязательный переход банков на 50% отечественного программного обеспечения с 2021-го на 2025 год. Потому что сам не может выполнить эти требования: IT-отдел разогнан, понимания работы систем Центробанка нет даже в самом Центробанке (там десятки тысяч страниц документации, которые никто не читал), а в 2025 году можно будет найти какие-то очередные объективные сложности.
Не являясь госбанком, Сбербанк, однако, укрепляет своё особое положение. Фото: Кирилл Зыков / АГН "Москва"
"Директор Департамента информационных технологий к IT вообще никакого отношения не имеет, она экономист по образованию. Руководитель управления, которое обеспечивает работоспособность вот этих крупнейших вычислительных центров, обрабатывающих транзакции 20 с лишним триллионов рублей в день, имеет историческое образование". Здесь Сенаторов немного неточен: у главы ДИТ Центробанка Зульфии Кахрумановой, помимо экономического, есть и техническое образование. Полученное, правда, в Дагестане в 1992 году.
Китай всё-таки поможет?
При этом нельзя сказать, что собеседник Юрия Пронько настроен как-то пессимистически или тем более алармистски. Он знает, что в Центробанке есть множество адекватных сотрудников, он убеждён, что Россия в состоянии ответить на любые "адские санкции":
Они отключат нас от платежей, а мы блокируем все их капиталы в нашей промышленности. И расходимся. Мы забираем всё себе, национализируем, ну, а они нас отключают.
К сожалению, Сенаторов не поясняет, как будет "расходиться с Западом" наша верхушка, сплошь имеющая там активы в виде счетов, недвижимости, детей и родителей. Да и перспективы сближения с Китаем он, пожалуй, переоценивает, что подметил в диалоге и Пронько. Но живя в современной России, просто необходимо быть оптимистом – хотя бы в целях сохранения здравого рассудка.
Не отнять, но поделить
Хорошо, а какова конструктивная программа – кроме, разумеется, карательной её части?
Интервью Сенаторова стало прямым и достаточно подробно аргументированным обвинением Эльвиры Набиуллиной в служении не России, но Сбербанку. Фото: Телеканал Царьград
Сенаторов напоминает, что нынешний Центробанк в его исполинском виде суперпупермегарегулятора создавал любитель особняков и корги Игорь Шувалов в надежде возглавить этого монстра. Немного не получилось, пришлось довольствоваться ВЭБом. ЦБ сейчас контролирует и финансовые рынки, и страховую деятельность (ОСАГО-то небось подорожал? тоже работа ЦБ), и пенсионные фонды, и, кажется, даже чёрта лысого, хотя в последнем пункте не очень понятно, кто кого. И разумной выглядит мысль разбить неповоротливого гиганта на несколько специализированных организаций, какие, собственно, и существовали до слияния. Это же, кстати, относится и к Сбербанку, обладающему невероятной рыночной силой, сравнимой с положением альянса "Пятёрочки" и "Магнита" в ретейле или, прости Господи, "Гугла" на рынке видеоконтента.
По первому образованию Михаил Юрьевич – инженер-физик; подчеркнём – настоящий, советский физик. Много лет отдал Вооружённым силам. 18 лет работал заместителем при четырёх руководителях Центробанка. Никакой обиды за отставку в его словах не прослеживается – к слову, сразу после объявления о ней Сенаторова пригласили на хорошую должность в управлении IT-системами "Газпрома". Ему скоро исполнится 70 лет, и он ничего не боится.
По сути, интервью Сенаторова стало прямым и достаточно подробно аргументированным обвинением Эльвиры Набиуллиной в служении не России, но Сбербанку, а также в потворстве незаконному выводу денег из России. Ждём ответа из Центробанка.