Малыша, над которым издевались в курганском детдоме, забрали у матери против её воли
Два года назад после пожара в доме у жительницы Курганской области органы опеки забрали пятерых детей. Женщина рассказала телеканалу "Царьград", какие муки она пережила, пытаясь их вернуть.
У 30-летней жительницы Кургана Ирины Басовой — шестеро детей. Младшая дочка родилась совсем недавно. А пятеро других — сыновья 2, 3, 4, 9 лет и 6-летняя дочка — сейчас живут в детском доме.
На днях этот детдом прославился на всю страну. В соцсетях опубликовали видео, как подростки издеваются над малышами. Среди них был и маленький сын Ирины.
Мать затравили в соцсетях
— Как и все, я увидела этот ролик в соцсетях. Был вечер. Я еле дождалась утра, чтобы позвонить в детский дом и узнать, что с моим сыном, — рассказала нам Ирина Басова. — В соцсети меня называют "кукушкой". Впрочем, это было еще самое безобидное высказывание в мой адрес. Вполне ожидаемо, ведь со стороны ситуация выглядит так, словно я бросила пятерых детей. Но я стала заложницей обстоятельств.
Все началось с пожара…
Беды Ирины Басовой начались в 2019 году с пожара в ее доме в деревне Логоушка Кетовского района.
— Сгорели баня и приусадебные постройки. Жилое здание не пострадало. Но органы опеки Кетовского района, курирующие нашу семью, решили, что малышам в таких условиях жить нельзя и дали нам два дня на поиски нового жилья.
Найти квартиру для семи человек — дело непростое, тем более в такой срок. Но Басовым удалось быстро переехать. Однако, новое жилье опеку также не устроило: мало квадратных метров и спальных мест.
Я просила дать мне три дня на улучшение жилищных условий. Но уже на следующее утро органы опеки приехали и забрали всех детей. В отчете они написали, что дети были вялые. А что они должны были делать — прыгать от радости, что их разбудили и забрали из семьи в детский дом? — вспоминает Ирина.
"Муж погиб на работе"
Чтобы вернуть детей, Ирина нашла новую квартиру в Кургане и новую работу. До этого они с мужем работали неофициально.
— Вся эта ситуация сильно подкосила мужа. Он начал попивать, пропускал суды. В итоге в родительских правах нас ограничили обоих, — говорит Ирина. — Я не хочу сваливать всю вину на кого-то. Я признаю ее и за собой... Но я не хотела расставаться с детьми. Я не пью и не курю. И все об этом знают...
Потом случился новый удар — муж погиб на работе. Несчастный случай на стройке.
"Даже не пытайся вернуть детей"
Оправившись от шока, Ирина решила возвращать детей. Говорит, что долго не могла разобраться, лишили ее родительских прав или только ограничили.
— Разные специалисты давали мне противоречивую информацию. Некоторые говорили прямо в лицо: "Можешь даже не пытаться вернуть детей".
Дело затянулось. А потом грянул ковид, который усложнил и без того непростые бюрократические дела. Из-за эпидемиологической ситуации запретили навещать детей.
Ирина не видела их с лета. Сначала их перевели из дома малютки в детский дом, где с неё потребовали справку, что она не болеет коронавирусом.
Пока я ее делала, снова перевели — в тот самый Кипельский детдом, где издевались над детьми. Там мне вообще запретили даже говорить с ними по телефону. Но это незаконно, ведь я не лишена родительских прав, а только ограничена, — рассказывает Ирина.
"Мы предупреждали…"
Тем временем ситуацию в Кипельском детском доме прокомментировала няня, которая работала в закрывшемся доме малютки:
— Эти малыши были в моей группе… Администрация, когда расформировала Дом ребенка, уверяла, что малышам так будет лучше! Куда мы только не писали — ответ один: «Им там с братьями будет лучше!» Это лучше!? Просто слов нет....
Экс-руководитель проекта помощи сиротам "Чужих детей не бывает".
Отправлять маленьких детей в детдома ко взрослым — это преступление. Именно чтобы не было подобных ситуаций, и существуют градации на Дома ребенка и детские дома. Тем более отправить малышей в Кипель, где собраны самые трудные подростки со всего Зауралья.
Предстоит борьба
Опека Кургана, куда сейчас относится Ирина Басова, встала на ее сторону. Тут хоть и выставили более жесткие требования, но отнеслись доброжелательно.
Куратор пообещал, что на днях приедут проверить жилищные условия и, если все в порядке, дадут список документов для восстановления родительских прав. Конечно, все не так быстро, как хотелось бы. Нужно будет подавать иск в суд. Но Ирина готова бороться за детей.
Сейчас она живет в двухкомнатной квартире в Кургане с гражданским мужем и их четырехмесячной дочкой. И подрабатывает в Интернете.
КОММЕНТАРИЙ
Соцзащита Курганской области:
— С воспитателями детского дома будут расторгнуты трудовые отношения. Медработникам, педагогу-психологу и старшему воспитателю вынесены дисциплинарные взыскания. Подросток, совершивший противоправные действия, находится в СИЗО.
Пострадавшего ребенка осмотрели специалисты областной детской больницы. Отклонения не выявлены. Он чувствует себя хорошо.
МНЕНИЕ
Руководитель Челябинского отделения РВС Забачева Екатерина:
— В моей практике было несколько случаев, когда семьи оставались без жилища, в том числе и в результате пожара, и всякий раз семьям настойчиво предлагали поместить детей в детские учреждения, а иногда и изымали против воли родителей детей из семей. Семьи оказывались перед лицом непреодолимых препятствий, что всегда отрицательно сказывалось на дальнейшей судьбе детей и их родителей.
Меру по изъятию детей в качестве помощи семье считаю кощунственной. Это и есть проявление ювенальной юстиции, когда под предлогом заботы о детях, разрушаются семьи.
При этом я уверенна, что институт детских домов в нашей стране должен не только существовать, но и укрепляться, всячески поддерживаться государством. Институт детских учреждений, включая педагогический состав, имеет давнюю традицию. И те дети, что волею судьбы остались без родителей, также, как и любой другой ребенок, имеют право на любовь, достойное воспитание и образование.
Уважаемые читатели Царьграда!
Если вам есть чем поделиться с редакцией "Царьград Южный Урал", присылайте свои наблюдения, новости: ural-grad@mail.ru Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКонтакте.